#литература
На понятном:
Чувашская мифология

Максим Ярадаев

Автор. Журналист

Наши предки видели этот мир не таким, каким представляем его мы с вами. Они верили в сверхъестественные силы и мистических существ, живущих параллельно с человеком.

Эти создания по-разному относились к людям, обладали необычной внешностью и загадочными способностями.

В поверьях тюркских народов сохранились описания некоторых сущностей, которые так или иначе участвовали в формировании чувашского фольклора. Вот некоторые из них

Вуташ — духи воды.
Считается, что духами воды становились утопленники. Живут вуташ в водоемах и ведут такой же образ жизни, что и обычные люди. Также их можно встретить в лесной чаще, сидящими на деревьях.

Иногда вуташ выходят на берег в обличье красивых черноволосых девушек и садятся расчесывать волосы. Если встретить их в таком виде, то они могут поймать человека и утащить на дно. Бывает, что вуташ засыпают на берегу. Если воспользоваться моментом и надеть на них крест, то они не смогут вернуться в воду. В такие моменты чего у них человек ни попросит, они всё отдадут, лишь бы крест сняли.

Бедствия и болезни также приписывали к проделкам водных духов. Обычно вуташ пытались заговорить и извести человека, или всячески ему навредить. Но несмотря на это, считалось, что вуташ обладали веселым и чутким характером: иногда они спасали тонущих и помогали заблудившимся найти верную дорогу.


»
Шуйттан — сам дьявол
Шуйттан — сам дьявол, олицетворение зла, предводитель злых духов, отец-основатель подземного мира и просто серьезный тип. Мог принимать любой облик в зависимости от ситуации.

Вечный противник Тура — верховного божества. Шуйттан и подчинявшиеся ему злые духи были независимы от верховного бога и вели с ним непрерывную вражду.

Если остальные злые духи жили спокойно где-то в глуши и занимались своими делами, то Шуйттан отдувался за всех: совращал людей, отвлекал их от благочестивых дел, подбивал на совершение грехов и всячески добивался морального разложения человека.


«
Пирешти — добрый ангел-хранитель.
Считается, что у человека есть два ангела: добрый и злой. Прилетают она сразу же после рождения и сопровождают человека до самой смерти. После смерти ангелы переправляют душу хозяина через бездонную пропасть. При этом добрый ангел-хранитель старается всячески поддержать душу умершего, а злой — столкнуть в нижний мир.

Чуваши представляли Пирешти в женском облике: в виде молодой девушки или седой старушки, обычно в белом одеянии. Живет она в доме, а появляется по ночам. Ночью она прядет пряжу ил ткет холст. Связь Пирешти с пряжей не случайна: она отображает связь ангела-хранителя с судьбой человека.

»
Арщури — злые духи, хозяева леса.
Согласно мифам, происходят от самоубийц и людей, погибших насильственной смертью. Те, кто не был похоронен должным образом обращались в Арщури. По этой причине они с плачем ходят по лесу пугая людей, зашедших в их владения.

С наступлением темноты духи собираются в чаще леса, после чего расходятся на поиски жертв. Встретив человека Арщури просил у него конфету или какое-нибудь угощение. Если человек не мог удовлетворить просьбу, то Арщури вырывал ему зубы или мог защекотать до смерти. Обычно они сбивают путников с дороги, издеваются над ними, пугают жутким хохотом. В лесу слышатся крики, топот, треск, стоны и ужасные нечеловеческие голоса.

Перед людьми появляются в образе старца или мохнатого существа с шестью конечностями. Могут обращаться в животных и имеют свой особый язык.
Арщури боятся огня и собак: если оказавшийся в лесу путник будет освещать себе дорогу, то они его не тронут. Также они любят ездить верхом, считается, что Арщури можно поймать, намазав спину лошади смолой.


«
Кепе — бог судьбы
Супруга верховного бога Тура. Она выступает посредником между верхним и нижним миром, между богами и людьми. Вместе с Тура они ведут борьбу против Шуйттана и злых духов.

У нее есть помощники, которые по распоряжению Кепе приписывают людям их судьбы и индивидуальные различия. Земным жилищем Кепе считается мировая гора, выполняющая функцию перехода между мирами. К этой горе чуваши обращались, испрашивая помощи в пчеловодстве. Связь Кепе с пчелами и медом объясняется тем, что по представлениям чувашей, пчелы являются детьми бога Тура. А Кепе, в свою очередь, почитается как прародительницы всего сущего, мать и супруга верховного бога и всего человечества.


»
Вупар — Баба Яга
В Вупар могли превратится старухи-колдуньи или люди, вступившие в связь с демонами. Во время затмений чуваши думали, что это Вупар пожирают Луну и пытались всячески ее защитить: пугали криками, проводили обряды, стреляли из лука и кидали горящие поленья в сторону спутника.

Вупар появлялись ночью и набрасывались на спящих — забирали силы, насылали кошмары или душили. При этом спящий не мог пошевелиться и что-либо им противопоставить. Считалось, что таким образом они перенимали жизненную энергию уснувшего человека.
Некоторые болезни тоже приписывали проделкам Вупар. Считалось, что это они накладывают порчу, вызывающую у человека тяжелый недуг.

Перед сном чуваши одевали нашейный крест, который оберегал их сон от злых духов.
А чтобы пришедший однажды Вупар больше не появлялся, нужно было рассказать о его ночном визите домашним животным.


«
Вӗри ҁӗлен — змеевидный демон
Воплощение стихии огня. Представляется в виде огнедышащего дракона, способного принимать человеческий облик. Чуваши считали, что Вӗри ҁӗлен происходят от младенцев, которые были убиты собственной матерью. Дух покойного ребенка обращался в демона, приходил к матери и насылал на нее тяжелые болезни.

С наступлением темноты Вӗри ҁӗлен летает по небу, оставляя за собой огненный след.

Огненный змей сжигает посевы и насылает хворь на домашних животных. Также по ночам он приходит к одиноким женщинам и мужчинам в образе их любимого человека. Во время ночных визитов он высасывает из них жизненную энергию, после чего человек умирает.

Для защиты от Вӗри ҁӗлен чуваши очерчивали вокруг дома круг или приводили свинью. Считалось, что она может распознать дом, в который повадился ходить Вери щелен. По прошествии ста лет Вӗри ҁӗлен превращался в более могущественного дракона, способного проглотить человека и перенимал способности оборотня.


»
Ийе –— банник
Живет в банях, мельницах и амбарах. Они бывают добрые — создания Тура и злые — создания Шуйттана. Как и Херт щурт Ийе заботиться о хозяйстве и оберегает место своего обитания.

Преумножает скот, занимается пчеловодством, защищает дом от пожаров. Если не уважать Ийе, он станет враждебный по отношению к человеку: может насылать порчу, кожные и глазные заболевая, будет всячески мешать людям — сталкивать с банных полок, ставить подножки.

Чтобы Ийе вел себя спокойно, чуваши делали ему подношения — блины, куски хлеба и другие мучные изделия.

«
Херт щурт — покровитель дома
Добрый дух, покровитель дома, оберегающий его жителей. Описывается как маленькая старушка или старец в белой одежде. В отсутствие хозяев или когда они спят, Херт щурт присматривает за детьми, прибирается и выполняет работу по дому.

В доме всегда висит чистое полотенце, которое чуваши дарили Херт щурт за заботу. Такое полотенце никем из домашних не использовалось и стиралось время от времени.

Часто он бывает в хлеву — ухаживает за лошадьми и подкладывает сено любимой скотине.

Херт щурт всегда следует за хозяевами: если они переезжают, Херт щурт едет с ними.

По сравнению с другими народами, в чувашской мифологии «монстров» очень мало как таковых. Наши предки вели спокойную, размеренную жизнь, и поэтому существа, которых они воссоздали в своей культуре в большинстве случаев были нейтральными. Если они и противостояли людям, то, преимущественно в тех случаях, когда охраняли матушку-природу, родовые традиции чувашского народа и наследие предков.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website